Граждане ждут от инфляции лучшего

В новом отчете, составленном Банком России на основе соцопросов фонда «Общественное мнение» (ФОМ), фиксируется снижение инфляционных ожиданий населения и предприятий в январе 2020 года — после их разового роста в декабре 2019-го. «Медианные оценки наблюдаемой за прошедший год и ожидаемой в следующем году населением инфляции снизились, вернувшись к уровню ноября прошлого года»,— указывают авторы отчета.

Краткосрочные ценовые ожидания предприятий также снизились и находятся вблизи уровня второй половины 2019 года, как результат слабого спроса и сдержанной динамики издержек. В результате ЦБ сохранил свой прогноз по инфляции: она составит 3,5–4% по итогам 2020 года и останется вблизи 4% в дальнейшем.

Опросы фиксируют улучшение и потребительских настроений граждан — впрочем, лишь по причине улучшения их ожиданий. В то же время индекс текущих потребительских настроений с декабря 2019 года не изменился — после резкого спада (см. график). Отношение респондентов к крупным покупкам также не изменилось по сравнению с предыдущим месяцем, но остается более позитивным, чем в начале 2019 года.

При этом за последний квартал фактически не изменилось соотношение граждан, которые отмечают улучшение своего материального положения за год — оно улучшается лишь у 14%, неизменно — у 56%, а ухудшается — у 30% респондентов. Фактически неизменным за этот период остается соотношение респондентов при оценке перспектив своего благосостояния через год — улучшений ждет 21% (минимум с сентября 2019 года), а ухудшений — 18%, тогда как 19% затрудняются оценить свои перспективы (это максимум с апреля 2019 года).

8% респондентов в январе заявили, что им не хватает денег даже на питание. Доля тех, кому на питание денег достаточно, но при этом их не хватает на покупку одежды и обуви — 29%. В то же время соотношение домохозяйств, у которых есть и у которых нет сбережений, за прошедший год несколько улучшилось — на сегодняшний день накоплений нет у 62% семей (у 66% год назад), есть — у 35% семей (32% год назад). Экономят (прежде всего на одежде, обуви и туризме) 75% опрошенных ФОМ семей.

Яндекс.Метрика